Воспитание
трудолюбия – это цепь непрерывных, усложняющихся со временем упражнений в разнообразных
видах труда.
Но для того, чтобы ребенок активно
включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки и умения,
желание и стремление трудиться самостоятельно.
Трудовое воспитание детей не должно
осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные
условия для формирования у детей трудолюбия. Труд вместе с родителями
доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет
ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя
членом семейного коллектива.
Важно организовать труд детей
родителями таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать
в нем. Для успешного осуществления трудового воспитания в семье родители могут
руководствоваться следующими рекомендациями:
ü Не
подавляйте инициативу малышу — научиться чему-либо можно только путем проб и
ошибок, то есть только на практике.
ü Прежде
чем что-то поручить ребенку, покажите, как это сделать. Объясните алгоритм
действий и посмотрите, как справляется с заданием ребенок. Если что-то не получилось,
найдите, за что ребенка похвалить и тактично исправьте ошибки. Наберитесь
терпения. Возможно, придется проделать эту операцию несколько раз вместе.
ü Закрепите
за ребёнком постоянные обязанности, за выполнение которых он несет
ответственность.
ü Будьте последовательны в своих требованиях. Учитывайте
индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Труд должен быть посильным и
требовать физических и умственных усилий.
ü Превратите
домашнюю работу в увлекательную игру.
ü Не
торопите, не подгоняйте ребенка, умейте подождать, пока он завершит работу сам. Тактично
оценивайте результаты его труда.
ü Постоянно
хвалите его за старательность и прилежание. Не забывать благодарить ребенка за
то, что требовало от него особых стараний. Критикуйте только результат или
способ, а не самого маленького исполнителя.
ü Работа
не должна быть однообразной. Чтобы ребенок отдохнул, предлагайте ему разную
работу: полил цветы, а теперь давай вместе приготовим обед.
ü Очень
важен тон, которым дается поручение. Уважительная просьба выполняется охотнее,
чем безапелляционный приказ.
ü Чаще
поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной
работы. Если не все получилось — не раздражайтесь, объясните ещё раз.
ü Всегда
привлекайте ребенка к большим семейным делам (когда надо накрыть праздничный
стол, прибраться к приходу гостей, навести порядок после праздника) и приучайте
начатую работу доводить до конца.
ü Постоянно
пересматривайте и расширяйте круг обязанностей своего ребенка.
ü Нельзя
наказывать ребенка трудом ("Ты меня не слушаешься, поэтому вымоешь
посуду"): труд должен радовать, приносить удовлетворение.
ü Учите
ребенка уважать труд других людей. Рассказывайте малышу о своей работе, о
работе других близких.
ü Сделанное
своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к
общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения
к общественному достоянию.
Ссылка на использованные материалы: https://pandoraopen.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий