Приятно, когда ребенок с
удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но
что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, дома
к празднику и так далее), а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»?
Ребенок может отказываться под разными предлогами: «Я не смогу», «Я не хочу»,
или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом
причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую
надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от
информационной перегрузки.
В этом случае помогают
несколько маленьких хитростей.
В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется,
надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, — соглашаемся мы, —
учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной
повторяй». Обязательное условие, которое надо помнить: рассказывать можно
только по одной строчке стихотворения. В таком случае ребенку будет легко за
вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса.
Следующий шаг — выяснить, есть
ли в стихотворение слова или фразы, которые непонятны ребенку. Выясняется это
довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо
вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза.
Следовательно, надо объяснить ребенку, что значит это слово или фраза, и
привести побольше примеров, где и как еще можно употребить это слово (фразу). Когда все непонятные слова
разъяснены, начинается сам процесс заучивания.
Сначала повторяется первая
строчка стихотворения. И до тех пор, пока ребенок не начнет рассказывать эту
строчку без запинки, ко второй приступать не следует. Когда одна строчка запомнилась,
можно начинать учить вторую. Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки,
соединяем две строчки. И теперь рассказываем сразу две строчки, опять же до тех
пор, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две строчки. Затем можно приступать
к третьей и так далее.
Таким образом, незаметно для
себя, ребенок сможет выучить все стихотворение. Ну а если и такой способ не
помогает и ребенок продолжает противиться, то придется идти на крайнюю меру:
надо взять ребенка так, как берет нас реклама — бесконечным повторением.
Начинайте декламировать
стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Сначала повторите его
полностью три раза (большее количество раз будет уже лишним), а затем начинайте
бесконечно бубнить по одной-две строчки, в зависимости от их объема. Очень
важно, чтобы вам самим это нравилось. Читайте с выражением, передавая
интонациями настроение стиха. Можно брать игрушки и устраивать представления:
сажаете их в круг, одну игрушку берете на «сцену» — пусть она расскажет
стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две
строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов ребенок включится
в игру.
Многократное повторение — оружие мощное. Запомнишь, даже если совсем
этого не желаешь. Поэтому для ребенка весь процесс запоминания пройдет
незаметно для него самого.
Тут есть одна очень важная
рекомендация. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день. Неделя
— вполне нормальный срок, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.
Несколько рекомендаций
1. Чтобы ребенку учить стихи
было легко и приятно, надо с рождения приучать его к ритмически организованной
информации. Тут помогут потешки, стишки, загадки, скороговорки. Если с рождения
мама периодически рассказывает разные стишки и потешки, они сами по себе
запоминаются, и память ребенка развивается естественным путем. К тому же, если
ребенку постоянно читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому
заставлять учить рифмы такого ребенка не надо, он сам с удовольствием будет их
повторять.
2. Чтобы стихотворение училось
легко, отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения.
Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее.
3. Для заучивания
стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите строчку и бросаете мячик
ребенку. Он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Вы говорите следующую
строчку и опять бросаете мяч и так далее. Когда ребенок познакомится со стихотворением
поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет
за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается
у него в руках.
4. Чтобы для ребенка рифма
была привычна и легка для заучивания, следует в быту почаще применять
рифмованные словечки, например: кисуля-раскисуля, «ах, какое блюдо, понравится
даже верблюду», «кашка
для Сашки» и т. д. Такие рифмы придумываются легко, и родители могут постоянно
их использовать в общении с ребенком.
5. Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком.
Это может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий