Какой он: путь в школу?
- Алеша, почему ты достал из портфеля краски? У нас урок математики, все дети решают задачу!
- А я не хочу считать. Я рисовать люблю. Я буду рисовать, потому что мне это нравится!
Такая ситуация на уроке в 1-м классе не удивит ни одну опытную учительницу. Первоклассникам, не привыкшим в семье к слову «надо», не умеющим подчинять свои желания необходимости, очень трудно понять логику школьной жизни. Почему, когда ему хочется играть, он должен садиться за уроки? Или вставать с теплой постели, когда на улице еще темно и так хочется поспать?
Причиной несформированности произвольности поведения (так это называется в психологии) является повышенная опека родителями своих детей, потакание малейшим их прихотям, подчинение жизни семьи их желаниям и интересам. В результате школьная жизнь ребенка, не привыкшего соизмерять свои желания с обстоятельствами, прилагать усилия для выполнения дела, которое может быть менее интересным и привлекательным для ребенка, чем, например, игра или рисование, превращается в постоянный стресс, борьбу с учителем, воспитателями, другими детьми. От этого страдает, прежде всего, сам ребенок, становится очень тяжелым процесс адаптации в школе, затрудняется обучение, вхождение в детский коллектив.
Путь ребенка в школу начинается с семьи. Безусловно, все родители заботятся о том, чтобы их ребенок был здоров, вовремя накормлен, обстиран, хорошо одет и обут. Часто родители не жалеют времени и сил, чтобы научить ребенка писать, читать, считать, полагая, что это и есть подготовка к школе. И при этом забывают, что без овладения элементарными навыками самообслуживания и личной гигиены, ориентировки в пространстве ребенок становится абсолютно беспомощным в школе. Конечно, на помощь придут и опытные воспитатели, и учитель, но такому ребенку неизмеримо труднее будет даваться каждый шаг самостоятельности в стенах школы, чем всем остальным ребятам, овладевшим этими навыками при помощи мам и пап в семье.
Чрезмерная опека ребенка с нарушенным зрением в семье, с одной стороны, делает его иждивенцем и маленьким деспотом (часто эта позиция переносится из семьи в школу), а с другой - лишает веры в свои силы. Неумение справляться с доступными для других детей проблемами отвращает его от любого кропотливого труда. Здесь есть и еще одна опасность: ребенок, не овладевший в дошкольном возрасте элементарными навыками самообслуживания, не умеющий передвигаться без посторонней помощи, начинает отставать в развитии, если, конечно, под развитием понимать не только умение говорить и заучивать стихи, но весь комплекс человеческих качеств, присущих гармоничной личности. И это особенно опасно.
Готовя ребенка к школе, задайте себе, прежде всего вопросы: «Владеет ли мой ребенок элементарными навыками ориентировки в знакомом и незнакомом пространстве?», «Умеет ли он обслуживать себя, сохранять опрятность, быть собранным и аккуратным?», «Стремится ли он справиться с возникшей проблемой самостоятельно или зовет на помощь близких?».
Родителям необходимо с раннего возраста приучать ребенка к подчинению своих желаний определенной необходимости. Особенно важно то, как организован обычный день ребенка. Обратите внимание, не залеживается ли он слишком долго в постели, не слишком ли много времени проводит у телевизора, сколько времени занимает игра, а сколько прогулка и пр. Если ребенок воспитывается дома, посетите детский сад, посмотрите, как там организована жизнь детей. Постарайтесь приблизить режим дня вашего ребенка к детсадовскому. Этим вы в значительной мере облегчите ему адаптацию в школе.
Уже с 3 лет ребенок, воспитывающийся в семье, должен знать слово «занятие». И проводиться занятия должны не спонтанно, а примерно в одно и то же время (лучше утром), в удобном для вас и ребенка месте. Пусть эти занятия будут непродолжительны по времени (от 10 минут в 3-летнем до 30 минут в 6-7-летнем возрасте), но их проведение станет для ребенка привычной и неотъемлемой частью жизни.
Организующее действие оказывают на ребенка и поручения по дому. Обязательность их выполнения должна быть для ребенка несомненной. Убрать игрушки, помочь накрыть на стол, вытереть пыль или смести крошки со стола, вымыть посуду после чая, - эти поручения вполне доступны ребенку с нарушенным зрением при условии, если родители научили его этим действиям. Поручения должны быть постоянными, только тогда ребенок осознает свои обязанности перед близкими, только тогда они станут для него привычными и естественными.
За полгода-год до начала школьной жизни ребенка ознакомьтесь с режимом школы, где ему предстоит учиться. Если есть возможность, посетите её вместе с ребенком: расспросите воспитателя, когда и что делают первоклассники в различное время. Старайтесь вместе с ребенком следовать этому режиму.
В первом классе учителю чрезвычайно трудно справляться с импульсивностью детского поведения. Часто тот или иной ученик-первоклассник может среди урока встать и, не спросив разрешения, отправиться в туалет, погулять или домой, к маме. Или такая проблема, как подсказки. Бороться с тем, что на вопрос одному ученику весь класс отвечает дружным шепотом, бывает нелегко. Ребенку чрезвычайно трудно научиться сдерживать свои стремления отвечать на каждый вопрос учителя, даже если он не обращен непосредственно к нему.
Учить сдерживаться, преодолевать импульсивность поведения необходимо уже с дошкольного возраста. Способствуют этому различные игры с правилами, следовать которым нужно неукоснительно. Это и подвижные игры, в которых игрок, нарушивший правила, наказывается (штрафное очко, выбывание из игры и пр.), и «тихие игры», такие, как «Молчанка», «да» и «нет» не говорить» и др. Детям очень нравятся эти игры. В них они постигают смысл самого понятия «правило», его условность и в то же время необходимость его выполнения для успешной организации какой-либо деятельности.
«Непослушные», слабые руки - проблема для первоклассников огромная. Чтобы облегчить ребенку процесс письма в школе, необходимо с раннего возраста проводить специальные занятия по развитию мелкой моторики рук.
Организуя любую деятельность ребенка, проанализируйте, насколько она способствует развитию рук. Поручайте сыну или дочери рассортировать по разным коробкам пуговицы, нитки для шитья, перемотать клубки шерсти для вязания, перебрать крупу, постирать носовые платки.
Все родители знают, что ребенка-дошкольника, готовя к поступлению в школу, надо многому учить. А ребенка с нарушенным зрением особенно. Но слишком мало доступной специальной литературы, рассказывающей чему и как нужно учить ребенка в подготовительный к школе период. И бедные дети, повинуясь мамам и папам, заучивают числовой ряд, зазубривают непонятные «взрослые» стихотворения, пишут в тетрадях палочки и крючки, копируют написание букв. Что дает это для психического развития ребенка? Как способствует развитию интереса к окружающему миру и предстоящей деятельности - учению? Что может дать, например, знание числового ряда от 1 до 100, если ребенок совершенно не имеет представлений о составе числа, об элементарных действиях прибавления и убавления?
Главное в подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе - не дача «готовых» знаний, а воспитание у них потребности в знаниях; и формирование способов их приобретения, т. е. научить ребёнка думать.
Присмотритесь к себе, как вы отвечаете на вопросы ребенка. На любое детское «почему» можно ответить по-разному. Например, на вопрос ребенка: «Куда исчезает снег весной?» можно подробно рассказать о том, что весной пригревает солнышко, снег от тепла тает и вода впитывается в землю, земля на солнце подсыхает и т. д. А можно, не отвечая сразу на вопрос ребенка, предложить ему взять комочек снега домой. Пусть он сам понаблюдает, как тает снег в тепле, подумает, куда исчезает получившаяся вода, и сам ответит на свой же вопрос.
Родители должны дополнить его знания, недостаток зрительных представлений, обратить внимание на самое существенное в явлении, если это недоступно для непосредственного восприятия.
Хорошо, если общение родителей с ребенком активизирует его познавательный интерес. Задайте себе вопрос: «Часто ли я бываю с ребенком в лесу, в зоопарке?, «Когда в последний раз мы ходили в театр, в цирк?», «Всегда ли общение с малышом способствует его развитию, обогащению его жизненного опыта?» Так посещение вместе с родителями ребенком леса или парка может превратиться в интересный и увлекательный урок для дошкольника. В лесу можно понаблюдать за жизнью растений, птиц, насекомых (при правильной организации наблюдения слепому ребенку это тоже доступно).
Интересны и очень полезны для детей с нарушенным зрением в лесу или парке игры: «Кто первый заметит?», «Кто первый услышит?», «Что изменилось?». Их смысл - увидеть и услышать то, чего другие не заметили, не уловили, заметить изменения и установить их причину. Это побуждает ребенка быть внимательным, вслушиваться в окружающее, наблюдать, искать ответы на свои же вопросы.
Если ребенок с нарушенным зрением включен в жизнь семьи, воспитывается не иждивенцем, а помощником мамы и папы, его обучение может быть естественным образом вплетено в повседневную жизнь, исходить из круга его обязанностей. Например, ребенок ежедневно готовит стол к вечернему чаю: кладет 3 чашки, 3 блюдца, 3 чайные ложки. Но вот приехала в гости бабушка. Мама предлагает подумать и сосчитать, сколько теперь чашек, блюдец и ложек понадобится. Или папа уехал в командировку. И снова задача, изменение в сервировке. Ребенок считает, сколько теперь чашек понадобится. Постижение таким образом основ математики делает естественным и понятным постижение и состава числа, и простых математических действий, а главное, побуждает ребенка мыслить, формирует познавательный интерес.
Обратим внимание родителей еще на одно необходимое условие готовности к школьному обучению - воспитание положительной учебной мотивации, т. е. желания учиться. Часто детей привлекает только новая школьная форма, ранец с металлическими замками и ремнями, стремление называться школьником, желание получать только десятки - все это поверхностная, нестойкая мотивация. Наступают школьные будни, ребенок встречается с первыми трудностями, и интерес к школе, к учению пропадает. Ребенок перестает понимать, зачем он учится, и весь процесс учебы проходит, как подчинение требованиям взрослых, не только не доставляя ему удовольствия, но и становясь принудительной и неприятной обязанностью.
Важно уже в дошкольном возрасте формировать интерес не к внешним атрибутам школьной жизни, а к самому процессу познания. Стремление узнать новое, интересное, научиться тому, чего не умеешь, любознательность, жажда общения - те мотивы учения, которые будут способствовать не только приобретению определенной суммы знаний и умений, но и станут побудительной силой к самостоятельному добыванию новых знаний и умений, к видению и творческому разрешению возникающих проблем.
Формируется такая мотивация не просто. Старайтесь своей занятостью или усталостью не погасить искорки детской любознательности, почаще посещайте цирк и зоопарк, детские спектакли и выставки, читайте и обсуждайте книги. Задания, которые вы даете ребенку, вопросы, которые вы обсуждаете, должны постепенно усложняться, представлять для ребенка проблему, с которой, потрудившись, предстоит справиться. Главное - видеть в своем ребенке, несмотря ни на что, развивающуюся личность.
Дети играют...
Как в капле воды отражается в игре ребенка целый мир, его впечатления, представления, понимание окружающего. Игру называют школой жизни, школой отношений, школой чувств ребенка. В игре ребенок овладевает предметным миром - постигает мир вещей, созданных руками человека, помогает понять их смысл, их предназначение. В игре ребенок имеет возможность примерить на себя роль взрослого: мамы, врача, строителя, действовать в соответствии с этой ролью, переживать в соответствии с ней, а значит, обогащаться и интеллектуально, и нравственно, и эмоционально.
Присмотритесь к тому, во что и как играет ваш ребенок, какие игрушки использует в игре. Часто родители довольны, когда ребенок занят чем-то и мало их беспокоит. Ребенок с нарушениями зрения может изо дня в день перебирать кубики или качать куклу, а родителей это мало тревожит: здоров был бы да сыт!
Однако игра - это, с одной стороны, показатель развития ребенка, а с другой, способ его развития.
Готовя ребенка к школе, старайтесь как можно больше расширять круг его представлений и впечатлений. Ребенку интересно и важно все: и работа продавца в магазине, и действия врача и устройство автобусного гаража. Старайтесь, чтобы полученные ребенком впечатления впоследствии обыгрывались, а чтобы это стало возможным, обращайте его внимание на существенные детали, если есть возможность, подведите его поближе к интересующему объекту или дайте потрогать (тщательно осмотреть).
Учите ребенка игровым действиям: как продавец взвешивает продукты, упаковывает покупку, как водитель управляет автомобилем, как медсестра делает укол.
При подготовке дошкольника с нарушением зрения к поступлению в 1-й класс полезно использовать различные дидактические игры: детское лото, домино, печатные настольные игры (разрезные картинки, игры-путешествия с фишками и пр.) Игры, содержащие правила, чрезвычайно важны для шестилеток, готовящихся стать первоклассниками, так как учат выполнять действия по инструкции, быть внимательным, сравнивать свои действия с действиями партнеров.
Прекрасный игровой материал для развития мышления, воображения, сообразительности, памяти собран в книге Б. Никитина «Ступени творчества». Эти игрушки-пособия легко изготовить в домашних условиях из пластика, цветного картона, шнурков, проволоки. Все они являются прекрасными тренажерами не только для развития интеллекта ребенка, но и для его рук, что, как мы уже отмечали, очень важно для подготовки ребенка к обучению в школе.
Еще одно необходимое условие развития ребенка с нарушенным зрением и подготовки его к школе - умение общаться со взрослыми людьми и особенно со сверстниками.
...Дима пришел в школу совершенным дичком. На любой вопрос учителя краснел и прятал лицо в складки маминой юбки.
- «Он у меня такой, - объясняла учителю мама, - боится всех чужих: и взрослых, и детей. Да и немудрено это; я на работе целый день, а он с 3-летнего возраста с глухой да подслеповатой бабушкой».
Сколько труда пришлось приложить педагогам, чтобы Дима смог преодолеть свою робость, неконтактность, смог отвечать на уроке, играть с одноклассниками! И как тяжело давалось мальчику привыкание к новой обстановке: обилие разнообразных шумов, беготня детей, многоликость взрослых. Были и слезы, и нежелание идти в школу, и стремление убежать от детей и учителей, скрыться, спрятаться...
Одной из наиболее острых проблем детей, поступающих в 1-й класс школы - неумение общаться. Болезненная робость и застенчивость, постоянное стремление «уйти в себя» или, напротив, крикливость, повышенная конфликтность, агрессивность - явления довольно частые. Причины их многообразны: это и особенности возбудимости нервной системы, и реакция стресса на проблемы первого года обучения. Но чаше всего - результат невнимания родителей к сфере общения ребенка.
Попробуйте проанализировать круг общения своего ребенка: кто в него входит, достаточно ли он разнообразен, присутствуют ли в нем сверстники.
Ограниченный, узкий круг общения ребенка лишает его важного средства пополнения жизненного опыта, познания действительности и приспособления к ней. 5-6-летнему ребенку просто необходим выход за пределы семьи. Для подготовки к школе важно, чтобы он побольше бывал в детском обществе. Для начала посетите семью соседей, где есть сверстник вашего ребенка. Объясните родителям и самому малышу особенности вашего ребенка. И только затем пригласите соседского ребенка к себе в дом. Поиграйте с детьми в доступные для каждого из них игры. Хорошо, если контакты между детьми станут постоянными и для обоих желанными.
Необходимо, чтобы ребенок имел опыт общения не только с детьми, но и со взрослыми: умел обратиться к знакомому или незнакомому человеку с вопросом, просьбой, поблагодарить за услугу, подарок, извиниться в случае причинения беспокойства или неудобства. Учите ребенка быть внимательным к собеседнику и определять его состояние и настроение по мимике, позе, голосу.
Немаловажно и то, владеет ли ваш ребенок этими средствами общения: отражает ли его мимика реальное настроение, соответствуют ли высказываниям жесты, выразительна ли речь. Часто именно эти внешние факторы являются препятствием для установления контактов людей с нарушениями зрения с окружающими их людьми.
Сделайте лицо человека предметом специального изучения для ребенка. Лучше всего, если ребенок подробно осмотрит лица своих близких: мамы, папы, бабушки, брата, сестры. Обратите внимание на подвижные зоны лица: брови, рот. Покажите ребенку на своем лице разнообразные мимические проявления: радость, удивление, огорчение и пр. Поупражняйтесь вместе с ребенком в моделировании на лице различных выражений. Например, читая сказку «Коза и семеро козлят», можно предложить ребенку изобразить с помощью мимики и голоса злого Волка, испуганных козлят, горюющую, а потом радостную Козу.
Рассматривая с детьми иллюстрации книг, картины, скульптуру обращайте внимание на мимику и позу изображенных людей. Важно научить ребенка наиболее распространенным жестам: «До свидания» - помахать рукой, «Иди сюда» - поманить рукой, «Тише» - приложить палец к губам, «Согласен» - кивок головой, «Не знаю» - пожать плечами, «Очень плохо» - погрозить пальцем и т. д. Учите детей правильному употреблению этих жестов. Для закрепления введите их сначала в детскую игру и только затем в более широкое общение.
У многих детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны с тем, что они не умеют жить в коллективе: подчинять свои интересы коллективным, делиться гостинцами, игрушками, школьными принадлежностями, сопереживать неудачам товарищей, радоваться их успехам, уметь сотрудничать и кооперироваться в работе. Какие же условия обеспечивают полноценное личностное развитие ребенка и его подготовку к школе?
Первое и самое главное - постоянное сотрудничество ребенка с нарушениями зрения с окружающими его взрослыми во всех делах. Это возможно лишь при гуманном и оптимистическом подходе всех членов семьи к ребенку, исключающем и диктат со стороны родственников, и чрезмерную опеку ребенка взрослыми и детьми. Такое сотрудничество осуществляется в разных формах и не сводится к словесному общению. Совместная работа по дому и учебные занятия, просмотр телепередач и чтение книг, прогулки и труд на садовом участке - все это в комплексе формирует личность ребенка. Даже тогда, когда вы, казалось бы, заняты своими взрослыми делами, ребенок все равно ориентирован на вас, от вас он черпает социальный опыт общений, оценок, суждений, наблюдает за работой взрослых, за занятиями и проблемами брата и сестры, за действиями, поступками, дает им оценку, пытается подражать.
Будьте рядом со своими детьми, чтобы тропинка к школе оказалась менее извилистой, а сам путь - радостным и счастливым!
Ссылка на использованные материалы: http://tiflo.tosbs.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий