Спасибо, что заглянули в гости!

17 мая 2017 г.


Особенно важно определить ведущую руку пред школой, а лучше сделать раньше, в 4-5 летнем возрасте. Ведь именно в этом возрасте ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, а переучивание может отрицательно отразится на росте и развитии ребенка, привести к серьезным нарушениям здоровья.



Существует несколько вариантов определения рукости. Есть отдельные тесты-пробы, которые традиционно используются для определения леворукости. Например, переплетение пальцев рук, тест – «поза Наполеона», аплодирование.  
Показательны пробы на одновременные действия обеих рук, например, рисование. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, менее выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Но эти пробы малоэффективны.

Наиболее распространенным является метод количественной оценки рукости с помощью опросников. Опросники всегда содержат стандартный набор вопросов: какой писать рукой легче, какой рукой бросает мяч, держит расческу, зубную щетку. Такие опросники сложно использовать при оценке рукости детей, поэтому исследователи предпочитают непосредственное наблюдение  за детьми, отмечая, какая рука более активна, какой рукой движения более ловкие и точные.

Отечественные исследователи для определения рукости используют тест М.Г.Князевой и В.Л.Вильдавским, состоящего из следующих заданий:

1.  Рисование. Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги то, что хочет, может. После того, как он закончит, попросите нарисовать то же самое другой рукой. При анализе рисунков отчетливо видны различия  в выполнении одних и тех же заданий. Рисунки, выполненные ведущей рукой, более четкие, пропорциональные.

2. Открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка.
Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).

3. «Построй колодец из палочек» - ведущая рука та, которая используется более активно.

4. «Мяч». Нужен небольшой мячик, который можно бросать и ловить одной рукой. Нужно бросить, а ребенку поймать мяч несколько раз. Отметить активность ведущей руки.

5. Вырезание ножницами по контуру рисунка. Ведущая – более активная, причем это не обязательно та рука, в которой ребенок держит ножницы, так как ножницы могут быть малоподвижны, а рисунок активно будет поворачивать ребенок, облегчая процесс вырезания.

6. Нанизывание бисера, бусин. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независимо от того, в какой руке держит шнурок, иголку.

7. Вращательные движения. Ребенку предлагают открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более актина. Учтите, ребенка может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.

8. Развязывание узелков. Заранее неплотно свяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел, другая держит узел.

9. «Построй дом из кубиков». Ведущая та, которая чаще берет и укладывает кубики.

Казалось бы, все просто. Однако, нередко все бытовые действия ребенок может  выполнять лучше правой, а графические – левой, и наоборот.

Исследования французских ученых показали, что 90% случаев «графические» левши оказываются и бытовыми левшами. Есть дети – амбидекстры (не проявляющие явного предпочтения правой руки, одинаково владеющие и правой, и левой рукой). Все это разнообразие вариантов необходимо принимать во внимание при выборе руки для письма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий