С наступлением зимы все преобразилось до
неузнаваемости. Зеленый лес укрылся белой шубой, река спряталась подо льдом,
куда-то подевались бабочки и даже некоторые птицы давно перебрались в теплые
края. Для взрослого человека все эти перемены очевидны и понятны. А для ребёнка?
Что знает он о жизни природы зимой?
Наблюдения за природой вместе с малышом многие
из нас считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным. Куда важнее,
думаем мы, научить кроху читать и считать как можно раньше, решать логические
задачи и формулировать собственные выводы. Все это, безусловно, заслуживает
внимания. Но именно всевозможные наблюдения как раз и учат кроху думать,
анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь между
причиной и следствием. К тому же наблюдения за живой природой воспитывают
эстетически и нравственно, делают ребенка внимательным и чутким, а это для малыша
гораздо важнее умения читать в три года.
Прогулка никогда не покажется скучной ребенку,
если вы вместе с ним будете играть и трудиться, наблюдать за зимней природой.
Не секрет, что городские детишки мало общаются с
природой. Да и природы как таковой в больших городах осталось немного. Но
сколько бы мы ни рассказывали крохе о временах года и связанных с ними
природных явлениях, показывая картинки в книжках и играя в настольные игры,
этого все равно недостаточно. Один раз увидеть, как известно, лучше, чем сто
раз услышать. И как было бы здорово в выходные отправиться в лес или в городской
парк, что бы кроха смог увидеть своими любознательными глазенками все те волшебные
превращения, которые подарила природе зимушка-зима. Да что там парк! Даже во
дворе возле дома можно устроить замечательную экскурсию. Только постарайтесь,
чтобы общение с малышом не превращалось в лекцию. Задавайте ему вопросы,
интересуйтесь его мнением, стремитесь развивать его любознательность — пусть он
размышляет в поисках ответов, и не беда, если его догадки не всегда верны.
Главное — желание найти истину. Итак, одеваемся потеплее, берем с собой
фотоаппарат и отправляемся встречать зиму!
Большое значение имеет одежда ребенка во время
прогулки. Иногда можно видеть, как маленький ребенок в тяжелой меховой шубе «на
вырост», в теплой шапке, стоит на одном месте, бессмысленно двигает взад и
вперед лопаткой, стремясь хоть чем-нибудь заняться.
Понаблюдайте, как ходят
многие дети зимой: согнувшись под тяжестью шубы, они шаркают ногами и привыкают
сутулиться. Для прогулок лучше надевать легкие зимние куртки или теплые
комбинезоны на синтепоне.
Прежде всего, стоит поговорить с малышом о
приметах зимы. Пусть он расскажет вам об этом сам. Ведь даже у трехлетнего карапуза
уже есть приличный жизненный опыт. Наверняка он скажет, что зимой бывает снег.
Верно, а почему? Потому, что зимой холодно. Ведь снег — это замерзшая вода.
Летом из тучки идет дождь, а зимой дождевые капельки замерзают и становятся
снежинками. Пусть малыш подержит в руках немного снега и сам убедится, что он
тает и превращается в воду. Наберите снег в детское ведерко и принесите его
домой, понаблюдайте, как он тает, а потом опять заморозьте в морозилке.
Гуляя
на улице во время снегопада, рассмотрите с малышом крошечки-снежинки. Они все
разные и удивительно красивые. Дома сделайте снежинки из бумаги. Детвору это
занятие завораживает. Просто дух захватывает, когда разворачиваешь бумагу и
гадаешь: а что же там получится?
Когда идет сильный снег, скажите ребенку, что
это снегопад, и спросите, как он думает, почему так его назвали люди.
После снегопада посмотрите, какие сугробы намело
во дворе. Со старшими детьми измерьте палочкой, где больше снега. Ребенку будет
понятно, что снег задерживается у заборов, около домов, там он лежит более
толстым слоем. Полюбуйтесь красотой снега, освещенного ярким солнцем, спросите
детей, что можно сказать про снег, какой он. Во дворе, на улице оживление.
Дворники очищают от снега тротуары. Покажите ребенку, как старательно они
убирают снег, посыпают лед песком, чтобы людям было удобно ходить.
Уместно
будет поговорить с ребенком о зимней одежде, о том, для чего люди ее надевают.
Вспомните зимние виды спорта и порассуждайте, почему летом нельзя кататься на
санках или лыжах.
Расскажите крохе, что зимой дни становятся
короче, а ночи — длиннее. Например, обратите его внимание на то, что в начале
осени, когда вы возвращались из садика, еще светило солнышко. Вы успевали погулять,
поиграть, поужинать, а на улице все еще было светло. А теперь вы возвращаетесь
домой в сумерках. Вечерние прогулки имеют большую ценность прежде всего для укрепления
нервной системы ребенка. Полутьма, тишина, движения на воздухе, близость с родителями,
которых ребенок не видел целый день. Все это действует на ребенка положительно.
Вечерняя прогулка полезна и тем, что ребенок приучается ориентироваться в
пространстве. Знакомые предметы в сквере, такие обычные днем, вечером
представляются совсем другими.
Самые заметные изменения происходят в живой
природе, особенно в мире растений. Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как
они выглядят весной, летом, осенью и зимой, ребенок сможет лучше осознать смену
времен года. Хорошо бы выбрать какое-то одно деревце, растущее вблизи от дома,
и время от времени приходить к нему, чтобы понаблюдать за его жизнью. Для этих
целей лучше всего подходит небольшая березка. Именно березу малыши лучше всего
отличают от других деревьев. Вспомните вместе с ребенком, что летом дерево было
одето в зеленый наряд, осенью листья начали желтеть и облетать, и к зиме
деревце осталось совсем без листочков, голым. Подумайте вместе с малышом,
почему так происходит. Расскажите ему, что из промерзшей земли корни уже не
могут тянуть воду, да и холодного зимнего солнышка дереву не достаточно,
поэтому оно сбрасывает листья и как бы засыпает. И если бы листья не осыпались,
ветви могли бы сломаться под его тяжестью снега, а с тоненьких голых веточек
снег легко соскальзывает, не причиняя дереву вреда.
Наверное, малыш уже знает, что многие птицы с
приходом осени улетают в теплые края. Но не лишним будет еще раз об этом
вспомнить. Почему одни птицы улетают, а другие остаются зимовать с нами? Не
спешите отвечать за ребенка, дайте ему возможность немного порассуждать,
помогите наводящими вопросами. Где живут утки и гуси? Правильно, у речек и
прудов. Река для них — и дом, и столовая. А что происходит с реками зимой?
Верно, они замерзают. Значит, нужно водоплавающим птицам искать себе другой дом.
А что летом кушают ласточки, чем кормят своих птенцов? Летающими насекомыми. А
зимой насекомые летают? Нет, они прячутся от холода до весны. Выходит, что
зимой многим птицам нечего есть, вот и ищут они себе дом в других местах,
теплых и сытных. Почему же тогда не улетают воробьи и синички, вороны и галки,
сойки и дятлы? Просто все они могут зимой отыскать для себя пропитание: семена
и плоды растений и даже насекомых с их личинками под корой деревьев. А если
перебраться поближе к людям, можно поживиться остатками пищи, которые обязательно
найдутся поблизости от жилья. Поговорите с ребенком о тех птицах, которые остались
зимовать. А еще лучше постарайтесь их увидеть и за ними понаблюдать. Прежде
всего это вездесущие воробьи. Воробьиные стайки можно увидеть на облетевших кустах
и деревьях практически всегда.
Если папа согласится помочь, можно соорудить
кормушку по всем правилам.
Прогуляться можно и к водоему, увидеть там
своими глазами, что реки и озера на зиму замерзают. Расскажите ребенку о том,
как зимуют речные растения, рыбы и речные животные. Многие водоросли, насекомые
вмерзают в лед, но не погибают. Весной они отогреются и оживут. А рыбы зимой
опускаются на самое дно.
Веселые игры затевать во дворе, когда много
снега. Самая любимая забава детей игра в снежки. Она всегда вызывает шутки,
смех, создают хорошее настроение. Поощряйте эту игру и принимайте сами участие
в ней.
Одновременно дети познают свойства снега: в оттепель снежки хорошо
лепятся, снег липкий; в мороз – снег сухой, рассыпается, снежки лепить нельзя.
Полезно для детей метание в цель снежков. При этом укрепляются все мышцы тела,
и развивается глазомер. Игра «Сбей колпак» может проводиться со старшими
детьми. На снеговик одевается колпак и колпак необходимо сбить.
Не забудьте дома почитать с малышом книжки,
подходящие по теме. Особенно много осенне-зимних историй можно отыскать у В.
Бианки. Это «Синичкин календарь», «Где раки зимуют», «Заяц, косач, медведь и
Дед мороз», «По следам» и др. А если в домашней видеотеке отыщутся подходящие
мультфильмы, их тоже стоит пересмотреть вместе.
Интересных и познавательных вам
прогулок и занятий!
Комментариев нет:
Отправить комментарий