Спасибо, что заглянули в гости!
ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Компьютер стал привычной и необходимой вещью в современной жизни.
Родители гордятся своим ребенком, когда он лучше их знает, как загрузить фотографии в социальные сети, как найти нужную информацию, отправить письмо по электронной почте. Но когда ребенок начинает часами играть в компьютерные игры, родители бьют тревогу. Встречаются дети, которые готовы сбежать из дома, накинуться с ножом на родителей за то, что те хотели забрать компьютер. В самых тяжелых случаях помочь ребенку может только психиатр.

Сегодня в большинстве дошкольных организаций есть компьютеры. Они приносят пользу, помогая специалистам с помощью развивающих игр сформировать у детей нужные и полезные навыки. Когда ребенок садится за компьютер у него горят глаза от неподдельного увлечения и интереса. Он становится более собранным и внимательным, повышается объем запоминаемой информации, включается рассудочная деятельность, развивается мелкая моторика рук и глаз. Естественно, необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, которые он приносит.

Причины и степени компьютерной зависимости

Специалисты выделяют следующие причины возникновения компьютерной зависимости:

●отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка самостоятельно играть, организовать свою игру;
●дефицит общения в семье, т.е. стремление заменить компьютером общение с близкими людьми;
●родители не осознают взросление ребенка и не изменяют стиль общения с ним;
●ребенку дома не комфортно, т.к. у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином;  
●низкая самооценка и неуверенность ребенка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих;
●замкнутость ребенка, его неприятие сверстниками;  
●незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером. 

Проблему компьютерной зависимости интересно осветила психолог
Дмитриева У.В. из г. Кунгура Пермской области. Она вывела следующие степени компьютерной зависимости:  

1-я степень – увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребенку в
первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль. Вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные другими занятиями и увлечениями. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень.

2-я степень – состояние возможной зависимости. Характеризуется сильной погруженностью в игру, пребыванием за компьютером более трех часов в день, снижением познавательной мотивации, нежеланием готовиться к школе, выполнять специальные письменные задания и упражнения. Происходит падение успеваемости в подготовительных к школе занятиях (не всегда ощущается сразу). Наблюдается повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общение – компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна.

3-я степень – выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя,
эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует  эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, пойти к соседям, жаловаться на родителей, пойти искать полицейского на улице. Становится безразличным ко всему, что не касается его увлечения (играм и игрушкам, которые раньше любил, увлечениям, успехам в каком-либо виде деятельности, например, к танцам, спорту). Равнодушен к вещам, которые раньше были дороги. Наблюдается снижение успеваемости на подготовительных занятиях в школе, не усваивает новые знания. Регресс в развитии познавательных процессов. Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером – полная. Опасность перехода в 4-ю стадию, если ребенок не получает помощи в течение длительного времени, а пребывание за компьютером превышает пять часов в сутки. 

4- я степень – клиническая зависимость (у детей дошкольного возраста
данная степень не наблюдается). Серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением), отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля. Ребенок начинает слышать голоса, команды, у него отсутствующий взгляд, потухший и пустой. Наблюдается потеря аппетита и интереса к жизни. Необходима помощь психиатра.

Как определить степень зависимости ребенка от компьютера:

Родители могут провести простейший тест , чтобы выявить степень зависимости от компьютера у их ребенка. Они обращаются к ребенку с просьбой, например: «помоги мне, пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или «помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки». Обращаться к ребенку нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.

Способы реагирования ребенка:

А. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – полная свобода от компьютера на момент тестирования. 
Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет
просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – 1-я степень зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой и (или) начальный этап 2- й степени зависимости.

В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает – зависимость 2–3-й степени.  
В случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени (на следующий день) обратиться к ребенку с развернутой аргументированной просьбой, например: «сынок, помоги мне, пожалуйста. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать окончательный вывод о наличии у ребенка компьютерной зависимости и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.

Профилактика компьютерной зависимости

Для профилактики компьютерной зависимости родителям можно рекомендовать выполнять следующие правила.

Введите четкий  режим. «Общение » с компьютером для дошкольника – 20-30 мин в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, детей помладше отвлекайте другими занятиями.  

Поощряйте и хвалите детей. Именно в этом скрыт один из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир наших детей. Не скупитесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить малыша, подчеркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыши, ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом – раздражаются, срываются на крик. Относитесь ровно, индифферентно к успехам в компьютерной игре, ведь поощрение и так уже заложено программой.  

Родители – образец для подражания. Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно).
Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор, компьютер? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка.


Контролируйте занятость ребенка (кружки, широкие интересы). Приобщайте к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.

Ссылка на использованные материалы: http://psihdocs.ru

1 комментарий: