Данная страница отражает направление коррекционно-развивающей работы по образовательной программе специального образования на уровне дошкольного образования для детей с нарушениями зрения –
"Развитие зрительного восприятия".
Что означает развитие зрительного восприятия?
Все родители с самого рождения ребенка проявляют о нем заботу – умывают, кормят, одевают, укладывают спать. Однако далеко не каждый знает, как правильно воспитывать малыша, формировать его представления об окружающей действительности. Особое значение имеет развитие зрительного восприятия у детей, поскольку именно зрение позволяет получать свыше 80% информации о том, что происходит вокруг.
Путем
совершенствования этих способностей, обеспечивается полноценное развитие
ребенка.
С помощью глаз человек
воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму, определяет
движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве.
Восприятие формы предметов
Основным признаком
предмета, его сенсорным содержанием является форма.
Многочисленные исследования
отечественных учёных по вопросам восприятия позволяют сделать заключение, что
большинство из них выделяют форму предмета как наиболее информативный признак.
Восприятие величины предметов
Важным условием для восприятия
величины предметов является возможность одновременного обозрения их.
Способность охватить взором предмет зависит от поля зрения ребёнка. Размера
предмета и расстояния, с которого он рассматривается, от уровня развития
двигательных функций глаза.
Для этого необходимо
создавать условия, которые позволяли бы детям целенаправленно наблюдать
предметы, процессы и явления окружающей действительности.
Восприятие цвета и контраста
Важными информативными
признаками в предметах и изображениях являются цвет и контрастность.
Цвет фиксируется визуально и
долгое время остаётся в сознании ребёнка.
Восприятие
движения
С
помощью зрения информация о движении объектов получается двумя способами: при
фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз.
Детское
зрительное восприятие развивается параллельно с другими органами чувств. Этот
процесс подкрепляется накопленными знаниями и определенным жизненным опытом.
Постепенно все увиденное начинает соотноситься с ранее произошедшими событиями.
Малыш активно пользуется развитым вниманием, воображением и чувствами. Таким
образом, приобретается определенный опыт, необходимый ему для нормального
ориентирования в пространстве.
Ребенок уверенно определяет положение
предметов между собой по принципу далеко-близко, слева-справа, высоко-низко и
т.д. Объемные вещи осознаются в определенной форме, в виде определенных
геометрических фигур. Освоив анализ увиденной информации, малыш постепенно
осваивает восприятие пейзажей, панорамных картин и других сложных вещей.
(картинка 1)
(так могут видеть картинку 1 дети с нарушением зрения)
Из-за
этого малыш испытывает трудности с правильной оценкой характеристик окружающих
предметов, ему тяжело определить их пространственное положение. В таких
ситуациях необходимы совместные усилия родителей и педагогов, чтобы
своевременно исправить создавшееся положение.
Направив взор в указанное
место, дети воспринимают не предмет, не иллюстрацию, а только некое цветное
пятно. Происходит это не только потому, что у ребенка снижена острота зрения,
но и потому, что их зрительное внимание в этот момент как бы спит: у ребёнка
нет ни стремления, ни желания разглядеть, всмотреться. В основе этого нежелания
чаще всего лежит неумение всматриваться, разглядывать. Из-за этого неумения
предмет часто воспринимается силуэтно, без детализации, недифференцированно,
что ведёт к ошибкам при узнавании.
Из-за неумения смотреть,
из-за нежелания вглядываться, рассматривать зрительное восприятие получается
поверхностным, зрительный образ искажённым, неточным. Следовательно, нарушена
связь образ-слово. Нечёткое, неточное, приблизительное представление не
вызывает интереса к предмету, явлению, действию. Снижается любознательность – качество,
необходимое для овладения элементарными знаниями и умениями.
Процесс
развития зрительного восприятия необходимо организовать таким образом, чтобы он
был несложным, доступным и доставлял удовольствие малышу. Не рекомендуется
насильно заставлять его выполнять те или иные действия, поскольку это не
принесет никакой пользы.
Использование реабилитационных игр в
процессе обучения позволит решить проблему адекватного восприятия окружающего
мира слабовидящим ребенком. Реабилитационные игры – это обучающие и развивающие
игры, позволяющие тренировать в процессе игры зрительный анализатор.
Подобные
занятия обычно представляют собой веселую и занимательную игру, во время
которой ребенок поддерживает все интересные предложения взрослых. Зрительное
восприятие эффективно развивается с помощью различных упражнений:
«Разрезные картинки»
Нужно
сделать рисунки двух одинаковых предметов. Один из них остается в целом виде, а
другой разрезается на части. Из отдельных частей собирается предмет, а рисунок
используется в качестве образца. Постепенно ребенок учится собирать картинки по
памяти, не применяя образец. Старшие дети для создания изображений могут
воспользоваться объемными кубиками или мозаикой.
«Найти дорогу»
На
листке бумаги нужно нарисовать перекрещенные, искривленные линии.
Малыш
должен определить начало каждой линии и точку ее окончания. Также можно
воспользоваться лабиринтами, в которых необходимо быстро найти выход.
«Подбери кусочек»
Для
этой цели используется картинка, в которой отсутствует один или несколько
фрагментов с разной формой и расцветкой. Необходимо закончить картинку, чтобы
все имеющиеся кусочки встали на свои места.
«Чего не хватает?»
Ребенку
предлагается картинка предмета с недостающими частями.
Ребенку
ставится задача самостоятельно дорисовать те части, которых не хватает на
изображении. В случае каких-либо затруднений нужно показать ему целую картинку,
где имеются все элементы.
«Разложи по форме, по цвету, величине»
Перед
ребенком располагаются различные картинки, предметы, фигуры. Предлагается
разложить их по какому-либо одному или нескольким признакам.
«Узнай по контуру»
На
листе бумаги нарисованы контуры или силуэты предметов.
Ребенок
должен угадать, что это могут быть за предметы.
«Найди на
картинке»
Ребенку показывают сюжетную картинку,
на которой он должен отыскать определенный предмет из многообразия других
предметов.
«Составь из фигур»
Ребенку
предлагается из геометрических фигур разной величины собрать по образцу какое-либо
изображение предмета.
Ссылка на использованные материалы: http://razvitielife.ru
Хорошая информация по развитию зрительного восприятия.
ОтветитьУдалить