Спасибо, что заглянули в гости!

22 февраля 2019 г.


Современные педагоги успели оценить важность развития логического мышления у детей детсадовского возраста. Получив представление об элементарных законах логики, научившись анализировать, сравнивать, обобщать и выделять частное, предвосхищать результат, ребенок будет чувствовать себя комфортнее, оказавшись за школьной партой.


Особенностью мышления у ребенка дошкольного возраста является то, что он может не только синтезировать мысль, но и выразить ее на словах. Педагоги-психологи характеризуют его мыслительный процесс как наглядно-образный, то есть ребенок видит предмет и может определять его свойства, предназначение без выполнения каких-либо действий с ним. На основе наглядно-образного мышления можно развивать логическое.
Оно же представляет собой умение перерабатывать полученную информацию через призму законов логики. Целью развивающих логику игры у дошкольников является обучение детей основополагающим логическим операциям. То есть, в игровой форме дети 4-6 лет учатся:
анализировать;
обобщать (классифицировать);
выделять частное (синтезировать);
сравнивать;
строить гипотезы.
Логические игры способствуют развитию у ребенка:
внимания;
памяти;
концентрации;
умения выражать свои мысли;
самостоятельности;
целеустремленности.
Кроме того, логические игры формируют у дошкольников предпосылки, которые в будущем помогут им развязывать сложные математические задачки.

Виды логических игр с примерами

1. Логические конструкторы
Пожалуй, конструктор является наиболее полезной и увлекательной игрушкой, когда-либо изобретенной человечеством. Обычно, эта игрушка ассоциируется с яркими игровыми наборами, в которых из отдельных деталей можно собрать пиратскую шхуну, станцию скорой помощи, вокзал, прочее. Но логические конструкторы представляют собой нечто другое. Обычно, они деревянные, пластиковые или металлические. Организовывая игры с такими, взрослый ставит перед собой цель — развивать конструктивные умения и логическое мышление дошкольника. Имея перед собой отдельные элементы, ребенок должен в уме спрогнозировать конечный результат, и, действуя последовательно, собрать из конструктора определенную геометрическую фигуру, какой-либо другой объект.

Пример: «Магнитный конструктор»

Игровой набор состоит из металлических палочек и магнитных шариков. Соединяя палочки с помощью магнитов, можно собирать объемные фигуры. Ребенку 5 лет можно предложить собрать модель по примеру, который прилагается к набору. А уже в 6 лет малыш может фантазировать и пытаться сконструировать задуманные им предметы.

Пример: «Блоки Дьенеша»

Этот простой конструктор дает родителям возможность познакомить ребенка практически со всеми приемами логики. Он состоит из набора основных геометрических фигур разного цвета и размера. Фигурки могут быть плоскими или объемными. Готовую игру можно приобрести в деревянном или пластиковом вариантах. Нечто подобное также можно изготовить своими руками из цветной бумаги.
Оперируя с блоками Дьенеша, можно обучить ребенка:
·  выявлять и описывать свойства фигур;
·  сравнивать их;
·  группировать по одинаковым признакам;
·  собирать из отдельных элементов (блоков) единое целое (определенные предмет, символ, животное, прочее.
Ребенку можно предложить следующие виды занятий:
· Рассортировать блоки по цвету, форме или размеру.
· Взрослый выкладывает в ряд пять блоков, четыре из которых объедены общим свойством, а один отличается от них (например, четыре зеленых блока и один красный, четыре круга и один треугольник). Ребенок должен убрать лишний и рассказать, почему он выбрал именно его.
· Взрослый складывает блоки в мешок. Ребенок должен будет опустить в него руку и не глядя описать предмет, который ему попался.
· Взрослый начинает выстраивать логическую цепочку из трех элементов. Например, он кладет квадрат, круг и треугольник. Ребенок должен повторить эту последовательность. Постепенно количество элементов в цепочке увеличивается.
· Взрослый берет один блок и прячет его за спиной. Он называет свойства, которыми не обладает фигура. «Это не треугольник и не квадрат». Ребенок должен угадать форму. «Она не красная и не желтая». Ребенок должен отгадать цвет. И так далее.

2. Головоломки
Эти игрушки можно предложить уже четырехлетнему ребенку. Важно, чтобы взрослый, который организовывает игру, правильно описывал ребенку логическое задание и следил за правильностью его выполнения.

Пример: «Палочки Кюизнера»


Головоломка представляет собой комплект из пластиковых или деревянных палочек прямоугольной формы различной длины и цветов. Варианты игр с ними разнообразны.
Четырехлеткам, например, можно предложить такие:
·                       рассортировать выложенные на столе палочки по цвету;
·                       расставить палочки в линию, начиная самой короткой и заканчивая самой длинной, чтобы получилась лесенка;
·                       выложить перед ребенком от пяти до десяти палочек, попросить его сосчитать их.
Старшему же дошкольнику посильны более сложные игры:
· найти такие палочки, длинна которых, если сложить их вместе, равнялась бы длине самой большой палочки;
· взять желтую, красную и зеленую палочки и попросить ребенка назвать и показать не красную и не желтую;
· рассортировать палочки по цвету и сложить из них геометрические фигуры.

3. Графические игры
Сборники логических задач продаются в магазинах книг и игрушек. Подобные развивающие задания можно найти в прописях для малышей. Вариантов таких игр действительно безграничное количество.

Пример: «Лабиринт»


Пример: «Дорисуй по образцу»
Дошкольник должен воспроизвести рисунок по примеру либо соединить точки.


Пример: «Найди лишнее»
В линейке из предметов ребенок должен отыскать лишний и рассказать, почему он сделал именно такой выбор.


4. Словесные логические игры
В процессе словесных логических игр дошкольники учатся воспринимать информацию на слух, анализировать и воспроизводить ее, тренируют внимание и память.

Пример: «Скажи одним словом»
Взрослый называет ряд предметов, ребенок должен их обобщить:
·                     круг, ромб, треугольник – фигуры;
·                     синий, красный, зеленый – цвета;
·                     машина, автобус, поезд – транспорт;
·                     чашка, тарелка, сковорода – посуда;
·                     папа, мама, дедушка – семья.

Пример: «Чем отличается»
Взрослый называет пару слов, ребенок должен назвать их отличия:
лето и зима;
машина и корабль;
дерево и куст;
мяч и кубик.
Можно разнообразить игру карточками (или игровыми наборами).

Подобная игровая деятельность имеет целенаправленный характер, она обязательно должна быть запланированной

Комментариев нет:

Отправить комментарий