Современные педагоги успели оценить важность
развития логического мышления у детей детсадовского возраста. Получив представление
об элементарных законах логики, научившись анализировать, сравнивать, обобщать
и выделять частное, предвосхищать результат, ребенок будет чувствовать себя
комфортнее, оказавшись за школьной партой.
Особенностью мышления у ребенка дошкольного
возраста является то, что он может не только синтезировать мысль, но и выразить
ее на словах. Педагоги-психологи характеризуют его мыслительный процесс как
наглядно-образный, то есть ребенок видит предмет и может определять его
свойства, предназначение без выполнения каких-либо действий с ним. На основе
наглядно-образного мышления можно развивать логическое.
Оно же представляет собой умение перерабатывать
полученную информацию через призму законов логики. Целью развивающих логику
игры у дошкольников является обучение детей основополагающим логическим
операциям. То есть, в игровой форме дети 4-6 лет учатся:
анализировать;
обобщать
(классифицировать);
выделять
частное (синтезировать);
сравнивать;
строить
гипотезы.
Логические игры способствуют развитию у ребенка:
внимания;
памяти;
концентрации;
умения выражать свои
мысли;
самостоятельности;
целеустремленности.
Кроме того, логические игры формируют у
дошкольников предпосылки, которые в будущем помогут им развязывать сложные
математические задачки.
Виды логических игр с примерами
1. Логические конструкторы
Пожалуй, конструктор является наиболее полезной
и увлекательной игрушкой, когда-либо изобретенной человечеством. Обычно, эта игрушка
ассоциируется с яркими игровыми наборами, в которых из отдельных деталей можно
собрать пиратскую шхуну, станцию скорой помощи, вокзал, прочее. Но логические
конструкторы представляют собой нечто другое. Обычно, они деревянные,
пластиковые или металлические. Организовывая игры с такими, взрослый ставит
перед собой цель — развивать конструктивные умения и логическое мышление дошкольника.
Имея перед собой отдельные элементы, ребенок должен в уме спрогнозировать
конечный результат, и, действуя последовательно, собрать из конструктора
определенную геометрическую фигуру, какой-либо другой объект.
Пример: «Магнитный конструктор»
Игровой набор состоит из металлических палочек и
магнитных шариков. Соединяя палочки с помощью магнитов, можно собирать объемные
фигуры. Ребенку 5 лет можно предложить собрать модель по примеру, который
прилагается к набору. А уже в 6 лет малыш может фантазировать и пытаться
сконструировать задуманные им предметы.
Пример: «Блоки Дьенеша»
Этот простой конструктор дает родителям
возможность познакомить ребенка практически со всеми приемами логики. Он
состоит из набора основных геометрических фигур разного цвета и размера.
Фигурки могут быть плоскими или объемными. Готовую игру можно приобрести в
деревянном или пластиковом вариантах. Нечто подобное также можно изготовить
своими руками из цветной бумаги.
Оперируя с блоками Дьенеша, можно обучить
ребенка:
· выявлять и описывать
свойства фигур;
· сравнивать их;
· группировать по
одинаковым признакам;
· собирать из отдельных
элементов (блоков) единое целое (определенные предмет, символ, животное,
прочее.
Ребенку можно предложить следующие виды занятий:
· Рассортировать блоки по
цвету, форме или размеру.
· Взрослый выкладывает в
ряд пять блоков, четыре из которых объедены общим свойством, а один отличается
от них (например, четыре зеленых блока и один красный, четыре круга и один треугольник).
Ребенок должен убрать лишний и рассказать, почему он выбрал именно его.
· Взрослый складывает
блоки в мешок. Ребенок должен будет опустить в него руку и не глядя описать
предмет, который ему попался.
· Взрослый начинает
выстраивать логическую цепочку из трех элементов. Например, он кладет квадрат,
круг и треугольник. Ребенок должен повторить эту последовательность. Постепенно
количество элементов в цепочке увеличивается.
· Взрослый берет один блок
и прячет его за спиной. Он называет свойства, которыми не обладает фигура. «Это
не треугольник и не квадрат». Ребенок должен угадать форму. «Она не красная и
не желтая». Ребенок должен отгадать цвет. И так далее.
2.
Головоломки
Эти
игрушки можно предложить уже четырехлетнему ребенку. Важно, чтобы взрослый,
который организовывает игру, правильно описывал ребенку логическое задание и
следил за правильностью его выполнения.
Пример: «Палочки Кюизнера»
Головоломка представляет собой комплект из
пластиковых или деревянных палочек прямоугольной формы различной длины и
цветов. Варианты игр с ними разнообразны.
Четырехлеткам, например, можно предложить такие:
·
рассортировать
выложенные на столе палочки по цвету;
·
расставить
палочки в линию, начиная самой короткой и заканчивая самой длинной, чтобы
получилась лесенка;
·
выложить
перед ребенком от пяти до десяти палочек, попросить его сосчитать их.
Старшему же дошкольнику посильны более сложные
игры:
· найти такие палочки,
длинна которых, если сложить их вместе, равнялась бы длине самой большой
палочки;
· взять желтую, красную и
зеленую палочки и попросить ребенка назвать и показать не красную и не желтую;
· рассортировать палочки
по цвету и сложить из них геометрические фигуры.
3.
Графические игры
Сборники
логических задач продаются в магазинах книг и игрушек. Подобные развивающие
задания можно найти в прописях для малышей. Вариантов таких игр действительно
безграничное количество.
Пример:
«Лабиринт»
Пример:
«Дорисуй по образцу»
Дошкольник
должен воспроизвести рисунок по примеру либо соединить точки.
Пример:
«Найди лишнее»
В
линейке из предметов ребенок должен отыскать лишний и рассказать, почему он
сделал именно такой выбор.
4.
Словесные логические игры
В
процессе словесных логических игр дошкольники учатся воспринимать информацию на
слух, анализировать и воспроизводить ее, тренируют внимание и память.
Пример:
«Скажи одним словом»
Взрослый
называет ряд предметов, ребенок должен их обобщить:
·
круг,
ромб, треугольник – фигуры;
·
синий,
красный, зеленый – цвета;
·
машина,
автобус, поезд – транспорт;
·
чашка,
тарелка, сковорода – посуда;
·
папа,
мама, дедушка – семья.
Пример:
«Чем отличается»
Взрослый
называет пару слов, ребенок должен назвать их отличия:
лето
и зима;
машина
и корабль;
дерево
и куст;
мяч
и кубик.
Можно
разнообразить игру карточками (или игровыми наборами).
Подобная
игровая деятельность имеет целенаправленный характер, она обязательно должна
быть запланированной
Комментариев нет:
Отправить комментарий