Зачем нужны загадки?
Загадки для детей приучают
ребят с самого младшего возраста учиться анализировать увиденное, мыслить
логически, выделять самые существенные признаки предметов, дают понять, что о
каждом предмете можно сказать разными словами.
Загадывать загадки детям
всегда интересно. Взрослым весело наблюдать, задаваясь внутренним вопросом:
«Удивит в этот раз правильными ответами или нет?», а для детей загадки – еще
один вид занимательной игры.
Используются загадки не только для забавы, но и для детского развития во
время проведения тематических занятий в детском саду или в школе.
Почему
важно учить ребёнка отгадывать загадки?
Отгадывание загадок
способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает
понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может
употребляться и в прямом, и в переносном смысле.
Самое главное достоинство
загадок в том, что они развивают мышление и, соответственно, помогают нам
вырастить малыша интересным и умным человеком, причем совершенно непринужденно
– играючи. Чтобы ребенок смог дать правильный ответ, он должен вспомнить:
где он «это» видел, на что «это» похоже, какого «оно» цвета или размера.
А значит, мыслительный процесс идет!
Загадки – это настоящие
логические задачки, которые ставят вопросы (что? откуда? из чего сделано?),
показывают разные грани предмета: то останавливают внимание на внешнем виде, то
указывает на сущность, то на его назначение.
Педагоги-психологи
установили, что обучение ребенка разгадыванию загадок можно начинать с трех
лет. Но ведь, загадка есть не что иное, как вопрос, поэтому уже с самого
маленького возраста загадывайте детям загадки.
Часто мамы и папы
удивляются тому, что малыш не знает ответа на, казалось бы, такую легкую
загадку, и торопятся ему подсказать. Не торопитесь! Лучше научите ребенка их
отгадывать. Ведь правильно и самостоятельно найденный ответ – результат верного
хода мыслей. К тому же, привыкая к готовым решениям, дети теряют интерес к
предмету разговора.
Как помочь ребенку
разгадать?
В любом деле важна подготовка. Дети не рождаются с представлением о
мире, сформировать целостную картину им помогают взрослые.
Научить анализировать
увиденное и услышанное, помочь составить представление о предметах мебели –
задача взрослых. Если вы решили, что вашей крохе пора отходить от простеньких
загадок про куклу и зайку, то помогите ему осознать то, что он видит каждый
день много раз. Используйте игру как форму обучения.
Начните с загадок о предметах попроще. Пусть
первым на очереди будет стол. Он хорошо знаком всем детям. Загадки о нем
настроят ребенка на нужный лад, и отгадывать дальше будет проще. Будет лучше,
если первые загадки будут с зарифмованными окончаниями: так найти правильный
ответ будет несложно.
Хотите ненавязчиво
рассказать о мебели своему дошкольнику? Поиграйте. Пусть ваши куклы и игрушки
хотят поиграть в прятки, но каждая из них хочет спрятаться в определенное
место. Пусть по их просьбе дети рассаживают игроков в шкаф, под стол, под
кровать или диван, за зеркало, под стул, за дверь, на балкон – можно обойти
весь дом.
В то время, пока куклы
прячутся, поговорите о тех предметах мебели, к которым вы приближаетесь. Вот
стол – как мы узнаём, что это стол? У него есть 4 ноги и крыша. Для чего он нужен?
Чтобы за ним кушать или писать. Где он может стоять? На кухне или в комнате.
Вот стул. Для чего он нужен? Чтобы сидеть. Как мы узнаем, что это стул? У него
тоже 4 ноги и крышка, только он маленький, и у него есть спинка. Стул всегда
идет бок о бок со столом.
Вот дверь. Она может быть деревянной, железной,
пластмассовой, большой и маленькой. Для чего нужна дверь? Чтобы отделить одну
комнату от другой, она может открываться и закрываться. Вот дверь на балкон.
Что такое балкон? Это часть дома, где можно постоять на улице. Балкон может
быть на любом этаже. Позабавьте детей и разрешите им залезть в шкаф вместе с
игрушкой.
Кто они теперь? Книги или одежда? Ведь шкаф
нужен, чтобы сложить вещи. Шкаф может быть книжный, бельевой, большой – во всю
стену или маленький. Вот на шкафу висит зеркало. А вот в стене окно. Чем они
похожи? И в зеркало, и в окно смотрят. Но смотрящий в зеркало увидит себя, а
тот, кто заглянул в окно, увидит улицу.
А если посмотреть на
картину на стене, то увидишь в ней то, что видел художник, когда её рисовал.
Кукла прячется за диван, а мишка под кровать – как мы узнаем, куда кого нести?
Диван имеет мягкую спинку и подлокотники. Кровать – нет, но у нее есть матрас.
Диван нужен, чтобы удобно сидеть и иногда спать. Кровать – чтобы удобно спать и
иногда сидеть.
Обойдем весь дом, чтобы
создать в голове ребенка общую картину всех предметов мебели. Поговорите и о
понятии «дом». Что нужно, чтобы помещение можно было назвать домом? Дом – это
там, где ты спишь, или что-то большее?
Все игрушки спрятались на своих местах?
А теперь начните их искать. Загадывайте загадки о соответствующих предметах и
по очереди находите спрятавшиеся игрушки. Теперь вашему солнышку будет проще
удивить вас правильными ответами на не такие уж и простые загадки о предметах
домашнего обихода.
Сочинять свои собственные
загадки – это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая
работа учит малыша говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство
между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой,
необычной стороны.
Сочинять загадки можно буквально обо всем. Начинать можно на
самой обычной прогулке: "Маленький, серенький, по веточкам прыгает и
чирикает". Конечно, это воробей. Подобные описательные загадки вполне по
силам сочинять малышам, начиная с трехлетнего возраста.
Чем больше мы
отгадываем и сочиняем загадки вместе с малышом, тем лучше он развивается, тем
большее количество информации усваивает. Так что, дорогие мамы и папы, больше
загадок хороших и разных!
Комментариев нет:
Отправить комментарий